Обломов часть 1

А ведь у Гончарова именно так и было задумано. Как будто именно в них заключена вся правда, которая и есть самая важная и объединяющая даже такие противоположности, как Штольц и Обломов. И сам Обломов получился наиотличнейшим.

В 19 веке русские помещики жили скучно и праздно. Безусловно, экранизация классики — это всегда проблематично: как охватить значительное, гениальное и, обычно, длинное произведение? Мы часто не находим тех сцен, которые цепляли именно нас. А главная героиня может улыбаться не совсем так, как мы представляли это у себя в голове.

Да от присутствия такого типажа, фильм только выиграл бы, ведь какой характер, какую сущность вложил в этого персонажа Гончаров! И, мало того, не один Тарантьев не присутствовал. Я не представляю себе, как можно воспринять данный фильм, не читая произведения Гончарова. В картине Михалкова все как-то скомкано, вырваны какие-то определенные, иногда даже не значительные сцены, все ограничено лишь его видением. При просмотре я только морщилась, даже возмущенно фыркала и пару-тройку раз останавливала фильм, дабы отойти от неприязни, которую я чувствовала.

Я считаю, что образ передан крайне смутно и лишь в общих чертах. Актриса совершенно не передала той перемены в характере героини, которую так ярко и четко описывал Иван Гончаров: от наивного ребенка, прямо к умной девушке.

И чаще всего выглядит, как своеобразный «трейлер» к самой книге. Михалкову удалось передать все-таки именно несколько важных «дней из жизни И. И. Обломова». И Табаков, Богатырев и Попов — выполнили свою задачу на отлично! Так что за них могу поставить фильму такую оценку. Сразу оговорюсь две независимые друг от друга вещи: к своему позору не читал «Обломова» и то, что Н. С. Михалков считает этот фильм чуть ли не худшей своей работой.

Художественно в фильму нет никаких нареканий. Вот вам и конгениальность! И если писатель, погружая меня в свой мир, формирует образы героев одновременно и в тексте, и в моей голове, то в кино я получаю только один взгляд — режиссера.

Кроме того, режиссер ограничен: временем, финансами, собственными предпочтениями и прочтениями, — и все это может сильно исказить литературную основу и, собственно, зрительское впечатление. Вот именно по мотивам величайшего произведения Гончарова и сняты «Несколько дней из жизни Обломова».

Досадно оттого, что такое произведение втиснули в очевидно малые для него временные рамки, отчего и получили довольно приблизительное прочтение романа. Но было бы несправедливо не замечать и очевидных находок, тех тонких черт, которые рисовали на экране образы персонажей. Лично ему (не без участия Михалкова, конечно), удалось главное — передать ту детскость, чистоту и абсолютную внутреннюю непорочность Обломова. В ленте очень много именно «обломовских» удач, безукоризненных актерских высот, которым веришь безоговорочно и с удовольствием.

И абсолютной удачей можно назвать все «детские моменты» Обломова. Этот ход настолько хорош, что им смотреть и любоваться, не тратя лишних слов на его описание. Вот тут-то и возникает вопрос: а зачем? Для какой надобности мне это показывают, ведь у Гончарова Ольга чиста и очень целомудренна, во всех смыслах.

Оставляя эту вольность прочтения на совести режиссера, тем не менее, остаюсь в недоумении и несогласии с подобным взглядом. В свое время (начале 80-х), фильм берет премии и в режиссуре, и в операторской работе, отмечают и лучшую женскую роль, и лучшую мужскую (Табаков). Собственно, эти награды вполне заслужены, поскольку фильм получился, но получился атмосферой, но никак не соответствием тексту Гончарова.

Роли дублировали:

Подводя свой просмотр под какое-то определение можно сказать, что сложности в экранизации классики были и будут всегда. Знакомство с этим фильмом началось случайно — увидела в «послужном списке» Олега Табакова картину по мотивам «Обломова». И это объяснимо.

Теперь, после просмотра, я и не могу себе представить какого-то другого актера в роли Обломова, нежели Олега Табакова. Да, великолепный во всем — в безупречном туалете, в идеальном поведении, в светском образе жизни. Но судьба и этого героя не пропущена режиссерами, не оставлена ими такой поверхностной. И в этом человеке, Штольце — еще одна драма. Еще одни размышления, еще одна попытка понять смысл жизни человека.

Ни один персонаж, будь то отец Штольца или крестьянин из Обломовки, не появляется в фильме «просто так». Игра всех актеров не оставила меня, зрителя, равнодушной. Обломов. Когда на ум приходит эта фамилия, сразу вспоминается школьная программа, где всем нам рассказывали когда-то о писателе Иване Гончарове. Рассказывали, что помнят его сегодня как автора одноимённого романа и одного очень распространённого в России явления. Много это или мало, но сам роман был и остаётся одним из этапных произведений русской литературы.

И чего не смогли втолковать учителя средней школы, то с лихвой прояснила экранизация Никиты Михалкова. С первых же кадров в двух актёрах безошибочно узнаёшь те самые типичные образы барина и слуги, которые, казалось бы, невозможно передать визуально вернее, чем они описаны автором. Вот Обломов сидит на диване и как по писанному произносит перед Захаром умилительно-трагичный монолог об изнеженности своей натуры. Тот же эффект театральности заметен и в последующих диалогах персонажей.

Жизнь эта однообразная, бездеятельная, скучная и при этом как нельзя более близкая природе. Они говорят сами за себя и не дают усомниться в своей нужности или оригинальности, невзирая на их существование или отсутствие в романе. Когда посмотрел час фильма, я подумал, что это адаптированный роман книги, но я ошибся. А там выясняется, что фильм был снят по книге, о которой ты вообще ничего не знаешь. И так далее. И ты думаешь: да ё-моё, оценивайте фильм, а не его соответствие книге! И с удовольствием злишься на непутёвых рецензентов.

1. Олег Табаков (Обломов) — без сомнения, великий актер. Я представляла себе персонажа книги немного иначе, но и в его исполнении Илья Ильич получился довольно-таки неплохим. И, собираясь смотреть что-то «по мотивам» надо быть готовым к несовпадениям. Понимаете, Обломов был другим… Не то. Вы посмотрите на эту Ольгу! Тихий ужас. Понравился только Алексеев.

Читайте также:

Не пропусти: